"Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское
обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и
коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне
такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и
содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил,
что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из
бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть
исчезнет, нам будет гораздо легче!".
Лауреат Нобелевской премии по физике, академик РАН Жорес Алферов
Граждане посетители сайта. На сайте запущен автоматический майнер валюты ВМС
Уважаемые пользователи!!!
Если вам как-то помогла выложенная здесь информация, то администрация сайта будет благодарна за любую финансовую поддерджку,
перечисленную на любые приведенные здесь реквизиты. Пополнить счёт телефона +79372017710 QIWI WALLETT +79197824013 (присылаете СМС о произведенной помощи, чтобы отметить вас на страничке спонсоров)
Праздник "Новый год"
О пользе современного телевидения, в особенности буржуйских мультфильмов, для расширения кругозора. С девочкой 3-х лет обсуждают тему приближающегося Нового года, ну и сопутствующих этому мероприятий. Мама: "А кто приходит под Новый год? С подарками." Девочка: "Дед молоз!" Мама: "Замечательно. А еще кто с ним приходит?" Девочка: "...." Мама: "Ну ты же знаешь! Вспомни! Такая, с косой." Девочка: "... Шмерть?"
Наверное, практически каждый человек глубоко уверен в том, что Новый год – праздник весёлый. Верно? В каждом окне горят разноцветными огоньками нарядные ёлки, Дедушка Мороз приходит порадовать детишек подарками, и его визита ждут с нетерпением… Но, оказывается, не всё так просто с этими старыми и всеми любимыми ритуалами...
Вот те, бабушка, и Новый год...
Как и большинство праздников (за исключением каких-нибудь Первомаев), встреча Нового года – ритуал, имеющий древнее происхождение. Сегодня, сравнивая дошедшие до нас традиции с некоторыми обрядами древних, поражаешься неожиданным параллелям и понимаешь скрытые смыслы новогодних обычаев.
И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла...
Например, новогодняя ёлка, которую (живую или искусственную) практически каждая семья устанавливает у себя дома. Ель у ранних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделённое магическим смыслом. Она вечнозелёное дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от «благосклонности» леса людей была чрезвычайно важна.
Дух жил, разумеется, не в каждой занюханной ёлке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него «благословение» на следующий год.
Задабривать в старину умели только одним способом – принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали «отделываться» животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних… ёлочных игрушек.
Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами – яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобретало и другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживёт после зимнего безвременья. На ветвях ели появились определённые символы. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека, и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображениями звёзд, птиц. Ближе к земле располагались более утилитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели построить себе в следующем году празднующие, и т.д.
Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней – дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки позволялось, но не более того. Варварский обычай новогодней «заготовки» ёлок сформировался значительно позже.
Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времён обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими или традиция устилать еловыми лапами путь, по которому несли гроб. Это увязывает ель со смертью, о чём подробнее поговорим, вспомнив о трансформации любимого детьми Деда Мороза.
Здравствуй, Дедушка Мороз... и Снегурочка...
Персонаж, без которого невозможно представить себе Новый год, это Дед Мороз. Этот образ также имеет древнее и неожиданное происхождение.
В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также было необходимо задобрить. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. В жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к дереву, где и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята. Так появилась знакомая нам… Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник наш Дед Мороз.
Так что Дед Мороз изначально не был положительным, добрым персонажем (вспомните хотя бы некрасовскую поэму «Мороз Красный Нос»). Интересно, что у индейцев навахо сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это – одно из имён… дьявола.
Появление Деда Мороза с мешком подарков также истолковано не совсем верно. Да, это мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера, символ Смерти, не дарит, а собирает с людей. Поэтому появление в вашем доме дедушки с бородой говорит о том, что в течение года вы что-то ему недоплатили. Радоваться тут особо нечему.
Снеговик: что он символизировал в прошлом?
Пришла зима и преобразила мир своим морозным дыханием. Иногда все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие. Но далеко не многим известно, какой сверхъестественный смысл был у снеговика в прошлом…
Если верить старинному преданию, в конце XV века, примерно в 1493 году, итальянский скульптор, архитектор, поэт Микеланджело Буонарроти впервые слепил снежную фигуру. По данным исторических исследований, первое письменное упоминание о снеговике встречается в книге XVIII века: там говорится о «красивом снеговике» гигантских размеров. А само слово «schneeman», то есть «снеговик» изначально возникло в немецком языке. Изображение снеговика впервые появилось в качестве иллюстрации к детской книжке с песнями, изданной в Лейпциге.
Первые снеговики изображались недобрыми свирепыми снежными монстрами впечатляющих размеров. Это не случайно, ведь в те давние времена безжалостные зимы с лютыми морозами и промозглыми вьюгами приносили немало хлопот. Скорее всего, именно тогда и появились поверья, согласно которым снеговики представляют реальную угрозу для людей. Думали, что опасно лепить их в периоды полнолуния: для человека непослушание может обернуться навязчивыми кошмарными сновидениями, ночными страхами, да и вообще всяческими неудачами. А в Норвегии существовало предание о том, что снеговиков опасно разглядывать поздним вечером из-за шторы. К тому же, дурным знаком считалось встретить снежную фигуру ночью: ее рекомендовалось обойти стороной. Только в XIX веке снежные создания «подобрели» и вскоре стали незаменимым атрибутом Рождества и Нового года. Поздравительные открытки с изображением милого улыбчивого снеговика в окружении веселых детей быстро завоевывали популярность. Любопытно, что в представлении европейских народов снеговик – это всегда существо мужского пола, снежных баб и снегурочек у них никогда не было. В английском языке для его обозначения есть только одно слово – «snowman».
В Европе снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.
На Руси же снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов. Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что зимними природными явлениями (туманами, снегами, метелями) повелевают духи женского пола. Поэтому, чтобы показать им свое почтение, лепили снежных баб.
По советским поздравительным открыткам видно, что снеговик был одним из самых любимых новогодних персонажей Не зря существует выражение «зима-матушка», «мороз-батюшка». А месяц январь иногда даже так и называли – «снеговик». Для нашего народа снеговик – тоже один из любимых новогодних персонажей. В славных советских мультфильмах «Снеговик-почтовик», «Когда зажигаются елки» снеговик выступает как верный помощник Деда Мороза по хозяйству. В Советском Союзе снеговичков искусно рисовали на поздравительных открытках.
Как в России приходили к ёлке...
Традицию украшать на Рождество дом ёлкой привезли в Россию иностранцы, а Петр Первый, падкий на все заграничное, вместе с указом 1699 года о переводе исчисления нового года с 1 сентября на 1 января велел всем веселиться на немецкий манер: «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». После смерти Петра это нововведение, как и многие другие, забылось. И лишь в питейных заведениях упорно продолжали ставить елку, но... на крышу или перед воротами. Причем не убирали ее оттуда на протяжении всего года, лишь непосредственно к празднику заменяя отслужившее свой срок дерево на новое. Из-за чего елка почти на полтора столетия стала символом кабака. Их так и называли: «елка», «пойти к елке», «упасть под елкой». Судите сами, можно ли было такую похабщину тащить на праздник в приличную семью? 200 лет назад елки ставили только в кабаках.
И лишь во второй четверти XIX века с увеличением влияния немцев в России елка начала потихоньку утверждаться как символ Нового года. Первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов лично император Николай I, которому понравился увиденный у иностранцев обычай. Самые верноподданные тут же взяли пример начальства на вооружение.
Впрочем, через 80 лет елку снова убрали. В 1916 году, во время Первой Мировой войны, новогодняя елка в России была запрещена как "немецкий обычай". После революции 1917 г. в СССР елка была запрещена не только как буржуазный, но и как религиозный пережиток, так как ассоциировалась не только с Новым Годом, но и Рождеством.
И только 28 декабря 1935 года газета "Правда" опубликовала письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева в защиту елки:
"В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие–то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер–работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах."
После этого письма елка была разрешена специальным указом ВЛКСМ. Вместе с елкой к советским детям вернулся и Дед Мороз. А Павел Постышев 26 февраля 1938 года был снят со своих постов, арестован и расстрелян через год в Бутырской тюрьме.
Так что, воспринимая Новый год как весёлый детский праздник, стоит смотреть немного глубже, тогда кое-что станет на свои места, откроется подлинный смысл древних ритуалов и традиций прошлых веков.
Владислав Тарасов, Екатерина Елизарова «Московский комсомолец» 31 декабря 1998 года
«Празднование встречи Нового года происходит от ряда языческих праздников Древнего Рима. 1-го января там чествовали Януса, языческое божество, и название всего месяца происходит от его имени. У этого идола было два лица — спереди и сзади. То есть он смотрел и в прошлое, и в будущее. Существовало сказание, что тот кто встретит 1 января весельем, смехом и пышным застольем, весь год проведет в счастье и благополучии. Среди многих наших соотечественников в связи с Новым годом распространено такое же суеверие. Если мы вспомним самих себя в те дни, когда встречали Новый год, то должны признаться, что мы все принимали участие в этом языческом празднике»,
(Цитата священнослужителя православной церкви)
В начале 1830-х годов о.. [моде на рождественскую ёлку] еще говорилось как о „милой немецкой затее“, а в конце этого десятилетия ёлка уже „входит в обыкновение“ в домах петербургской знати... Только в домах духовенства и в крестьянской избе ёлка в ХХ веке так и не прижилась. Прежде это дерево не пользовалось особо симпатией. Символика смерти и связь с „нижним миром“, которые приписывались ели в русской традиции. В процессе усвоения иноземного обычая усваивалось и то значение, которое приписывалось рождественскому дереву на Западе — его связь с темой Рождества. [...] Процесс „христианизации“ ёлки проходил в России не столь уж гладко. Он встречал сопротивление со стороны православной церкви. Священнослужители видели в новом
празднике „бесовское действо“, языческий обычай, ничем не напоминавший рождение Спасителя, да вдобавок — обычай западного происхождения» (из статьи доктора
филологических наук Е. В. Душечкиной, Санкт-Петербургский государственный университет, журнал «Живая старина»).
Новогодние праздники в Советской России
Для миллионов людей в нашей стране новогодние праздники — это время, чтобы пообщаться с друзьями и родственниками, отдохнуть и подарить друг другу подарки. Но так было
не всегда.
После Октября 1917 года советские власти на государственном уровне стали проводить политику атеизма. Из-за религиозной подоплеки новогодних и рождественских праздников
им объявлялась война. Началось искоренение Нового года и Рождества. Атеистическая пропаганда клеймила презрением традиционные символы этих праздников — рождественскую ёлку и Деда Мороза.
Однако в 1935 году отношение к новогодним праздникам поменялось. Советское правительство возродило празднование Нового года и вернуло Деда Мороза с ёлкой — но уже в другом амплуа. Дед Мороз, как и прежде, дарил подарки, но теперь уже не на Рождество, а на Новый год.
Рождественская ёлка превратилась в новогоднюю, январские праздники предстали совсем в другом свете. Новый год начисто вытеснил Рождество. Январские праздники стали исключительно светскими и утратили всякую религиозную окраску. Елка украшалась как и раньше, но в игрушках не было и намёка на религию. Теперь они отражали развитие народного хозяйства в СССР.
А что произошло с самим Рождеством? О его реабилитации не было и речи. Наоборот, советские власти превратили его в обычный рабочий день. Если кто-то хотел отмечать
Рождество, ему приходилось делать это тайно, рискуя попасть в немилость режима со всеми вытекающими последствиями. Так что в атеистической России ХХ столетия новогодние
праздники утратили всякий религиозный смысл.